ruen

Мото запчасти интернет-магазин - 097-0914293 099-3305230 093-6314097

Редуктор для мотоблоков: Смотрите подробное устройство и принцип действия. Часть 3 о мотоблоках

25.01.2017

Клиноременная передача

Это третья статья из моей мотоблочной серии. Остальные две здесь:

Узнайте все внутренности своего мотоблока

Сложно ли отремонтировать двигатель мотоблока

Устройство

Клиноременная передача у мотоблоков типов МБ-1 и МБ-2 выполняет функцию трансмиссии и механизма сцепления и обеспечивает:

  • Передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к входному валу редуктора;
  • Отключение двигателя от редуктора во время переключения передач и плавного соединения их вновь, исключающего резкие перепады нагрузки на двигатель;
  • Плавное трогание мотоблока с места и его остановку без остановки работы двигателя.

Клиноременные передачи мотоблоков МБ-2 (рис. 28) и МБ-1 (рис. 29) конструктивно отличаются, что вызвано применением в них редукторов различного типа.

Клиноременная передача мотоблока МБ-2

Рис. 28. Клиноременная передача мотоблока МБ-2

1 - пружина; 2 - планка; 3 - кольца В20; 4 – шайба; 5 - шкив входного вала редуктора; 6 - шпонка; 7 - болт М8*18-Ц; 8 - шайба А8; 9 - шайба 8Т; 10 - гайка 8-ц; 11 - кожух шкива; 12 - щиток; 13 - болт; 14 - шайба; 15 - шкив натяжного устройства; 16 - ремень АХ-1180; 17 - шпонка; 18 - кольцо В25; 19 - шкив выходного вала двигателя; 20 - болт М8; 21 - кронштейн; 22 - втулка; 23 - кронштейн; 24 - шплинт 2*16; 25 - пружина.

Передача включается путем натяжения ремня с помощью шкива натяжного устройства. Как видно из рис. 28 и 29, принципиальным отличием между ними является использование в мотоблоках МБ-1 фактически двух клиноременных передач: одной для включения переднего хода, другой – для заднего, в то время как в мотоблоке МБ-2 включение заднего хода осуществляется с помощью редуктора, и необходимость в ремне заднего хода отпадает.

Клиноременная передача мотоблока МБ-1

Рис. 29. Клиноременная передача мотоблока МБ-1:

1 - шкив натяжного устройства переднего хода; 2 - кронштейн; 3 - шайба; 4 - шкив натяжного устройства заднего хода; 5 - пружина; 6 - шпонка; 7 - шкив выходного вала двигателя; 8 - пружина; 9 - винт стопорный; 10 - кронштейн; 11 - шпонка; 12 - тяга включения переднего хода; 13 - ремень приводной переднего хода А-1210вн III; 14 - ремень приводной заднего хода 0-14001; 15 - шкив входного вала редуктора; 16 - тяга включения заднего хода; 17 - кожух шкива; 18 - щиток; 19 - планка; 20 - пружина; 21 - пружина; 22 - кронштейн; 23 - болт.

Возможные неисправности клиноременной передачи

  • Неполное выключение сцепления.

Возможная причина: натяжение ремня при нажатом рычаг сцепления больше нормы.

Метод устранения: установите нормальное натяжение ремня при нажатом рычаг сцепления, обеспечивающее прогиб верхней ветви ремня в пределах 8-10мм при приложении к средней ее часто между шкивами усилия 5 кгс.

  • Неполное включение сцепления

Возможная причина: натяжение ремня при нажатом рычаг сцепления меньше нормы.

Метод устранения: То же (см. п.1)

Возможная причина: расслоение ремня.

Метод устранения: заменить приводной ремень.

Проверка натяжения ремня

Проверку натяжения ремня при нажатом рычаг сцепления проводят при снятом щитке 12 (рис. 28) или 18 (рис. 29) в соответствии с рис. 30.

Проверка натяжения ремня

Рис. 30. Проверка натяжения ремня.

Замена приводного ремня мотоблока МБ-2

Снимите щиток 12 (рис. 28) и кожух 11 шкива. Отсоедините пружину 25 от тяги устройства натяжения ремня для ослабления натяжения ремня 16. Отверните винты крепления кронштейна 21 и поверните его так, чтобы его ограничительные штыри не мешали снять ремень 16 со шкива 19 вала двигателя.

Проверьте расположение плоскости ручьев шкива 19 вала двигателя относительно плоскости ручьев шкива 5 входного вала редуктора. Неплоскостность их расположения не должна превышать 1мм. Регулировку требуемого положения шкивов производите перемещением двигателя относительно продольной оси мотоблока. регулировку положения шкива 15 натяжного устройства производите установкой или снятием шайб между кронштейном 23 и диском шкива 15.

Установите новый приводной ремень, надев его сначала на шкив 5 вала редуктора, а затем на шкив 5 вала двигателя, соберите клиноременную передачу в обратной последовательности. Отрегулируйте натяжение клинового ремня путем выбора звена регулировочной цепи, к которому присоединяется тяга включения хода.

Примечание. После установки защитного кожуха 11 проверьте равномерность зазора между ремнем и защитным кожухом 11, который должен быть в пределах 2-3мм.

Замена приводных ремней мотоблока МБ-1

Снимите щиток 18 (рис. 29) клиноременной передачи. Отверните два болта 7 (рис. 31), снимите кожух 6 шкива редуктора.

Ослабьте болт 2 направляющего шкива и, несколько отодвинув его от рычага 1, снимите ремень 3 заднего хода (ближний).

Ослабьте или отверните два болта 5 крепления кронштейна 4 с ограничительными штырями, поверните его так, чтобы они не мешали, снимите ремень 10 переднего хода.

Установите новые ремни заднего и переднего хода в направляющие ручьи соответствующих шкивов, после чего закрепите болт 2 направляющего шкив аи кронштейн 4.

Отрегулируйте натяжение ремней, которые при отпущенных рычага сцепления должны свободно провисать, а шкив редуктора при работающем двигателе не должен иметь вращения.

Замена ремней клиноременной передачи мотоблока МБ-1

Рис. 31. Замена ремней клиноременной передачи мотоблока МБ-1

Рычаг; болт направляющего шкива заднего хода; ремень заднего хода; кронштейн; болт; кожух шкива; болт; пружина; направляющий шкив переднего хода; ремень переднего хода.

Редуктор для мотоблока

Редуктор для мотоблока предназначен для передачи крутящего момента от двигателя (через клиноременную передачу) к колесам мотоблока, изменения передаточного числа (скорости движения) и изменения направления движения мотоблока (только для мотоблока МБ-2).

Устройство редуктора мотоблока МБ-2

Редуктор для мотоблока МБ-2 в сборе приведен на рис. 32.

Редуктор мотоблока МБ-2

Рис. 32. Редуктор мотоблока МБ-2:

1 - винт сливного отверстия; 2 - подшипник 180306; 3 - манжета; 4 - полуось правая; 5 - крышка оси; 6 - звездочка (правой полуоси); 7 - пружина; 8 - цепь (49 звеньев); 9 - винт отверстия контроля уровня масла; 10 - втулка; 11 - звездочка блок-вала; 12 - половина корпуса правая; 13 - втулка; 14 - звездочка блок-звездочки; 15 - звездочка промежуточного вала; 16 - втулка; 17 - вал промежуточный; 18 - втулка; 19 - входной вал; 20 - заглушка заливного отверстия; 21 - вал переключения; 22 - вилка переключения; 23 - подшипник 204; 24 - колесо зубчатое; 25 - манжета; 26 - втулка; 27 - колесо зубчатое; 28 - блок-звездочка; 29 - втулка; 30 - колесо зубчатое; 31 - колесо зубчатое; 32 - блок-вал; 33 - втулка; 34 - половина корпуса левая; 35 - вилка разобщения полуосей; 36 - муфта сцепления полуосей; 37 - полуось левая; 38 - манжета; 39 - подшипник 180306; 40 - прокладка; 41 - рычаг; 42 - пружина; 43 - винт; 44 - плата.

Детальное устройство редуктора МБ-2 показано на рис. 33 и 34.

Корпус редуктора МБ-2

Рис.33. Корпус редуктора МБ-2

1 - винт; 2 - прокладка; 3 - заглушка; 4 - штифт; 5 - плата; 6 - шайба; 7 - болт М6; 8 - пружина переключателя передач; 9 - винт М6*34; 10 - гайка М6; 11 - рычаг переключения передач; 12 - ручка шаровая; 13 - болт М6; 14 - крышка; 15 - прокладка; 16 - болт М6; 17 - тарелка; 18 - шайба пружинная; 19 - шайба А8; 20 - кольцо СТ41-29,5-4; 21 - крышка оси; 22 - прокладка; 23 - половина корпуса левая; 24 - прокладка; 25 - половина корпуса правая; 26 – шайба.

Половины 23 и 25 (рис. 33) корпуса редуктора отлиты из алюминиевого сплава и соединяются между собой болтами через уплотнительную прокладку 24. Они имеют фланцы для крепления крышек 14 и 21 подшипников с манжетами.

Редуктор МБ-2, внутреннее устройство

Рис. 34. Редуктор МБ-2, внутреннее устройство:

1 - блок-вал; 2 - втулка; 3 - блок-звездочка; 4 - цепь (25 звеньев); 5 - соединительное звено; 6 - шайба; 7 - втулка; 8 - звездочка; 9 - шайба; 10 - вал промежуточный; 11 - вал входной; 12 - вал переключения передач; 13, 14 - колеса зубчатые; 15 - вилка переключения передач; 16 - подшипник 204; 17 - манжета; 18 - пружина; 19 - рычаг переключения передач; 20 - кольцо уплотнительное; 21 - шайба; 22 - ось; 23 - пружина; 24 - вилка разобщения полуосей; 25 - кронштейн; 26 - винт М6*10; 27 - шайба; 28 - трос разобщения полуосей; 29 - манжета; 30 - подшипник 180306; 31 - ось тяги; 32 - полуось левая; 33 - шплинт 2*14; 34 - муфта сцепления полуосей; 35 - втулка; 36 - соединительное звено цепи; 37 - цепь (49 звеньев); 38 - полуось правая

Примечание. В редукторах для мотоблоков раннего выпуска вместо втулок поз. 2, 7, 35 устанавливались подшипники:

2 – подшипник 300;

7 – подшипник 202;

35 – подшипник 304 ГОСТ 8338-78

Внутри корпуса (рис. 34) расположены детали механизма переключения передач (в верхней части), изменения передаточного отношения от входного вала 11 редуктора к выходным полуосям 32, 38 и механизма разобщения полуосей (в нижней части).

Рычаг передач, изменяющий положение находящихся в постоянном зацеплении зубчатых колес 14 и 13 на входном 11 и промежуточном 10 валах, может быть установлен в пяти фиксированных положениях:

1 – 1я передача (низшая) переднего хода;

3 – 2я передача (высшая) переднего хода;

2 и 4 – нейтральные.

Крутящий момент на выходные полуоси 38, 32 передается по кинематическим цепям:

1 передача – входной вал 11, постоянно зацепленная пара зубчатых колес 14 и 13, звездочка 8, цепь 4, блок-звездочка 3, постоянно зацепленная пара зубчатых колес блока 3 и блок-вала 1, звездочки блок-вала 1, двойная цепь, двойная звездочка правой полуоси 38, муфта 34, левая полуось 32;

2 передача – входной вал, зубчатые колеса 14 и 13, зацепление колеса 13 с зубчатым колесом блок-вала 1, двойная цепь, двойная звездочка правой полуоси 38, муфта 34, левая полуось 32.

Задний ход – входной вал, зубчатые колеса 14 и 13, зубчатое колесо блок-звездочки 3, пара зубчатых колесо блок-звездочки 3 и блок-вала 1 и далее аналогично 1 и 2 передачам до правой и левой полуосей мотоблока.

При нажатии рычага управления разобщением полуосей мотоблока вилка 24 разобщения полуосей выводит зубчато-шлицевую муфту 34 из зацепления с правой полуосью редуктора. При этом привод от двигателя остается подключенным к правой полуоси, позволяя легко изменять направление движения мотоблока вплоть до разворота.

При отпускании рычага управления пружина 7 (рис. 32) возвратит вилку 24 (рис. 34) и муфту 34 в исходное, сцепленное с правой полуосью положение.

Редукторы мотоблоков МБ-1

Редукторы мотоблоков МБ-1 «Нева» (выпускавшихся ранее), МБ-1Д «Ока», МБ-1 «Каскад» (кроме его отдельных модификаций) имеют одинаковую конструкцию, приведенную на рис. 35.

Корпус редуктора стальной, штампованный, состоит из двух половин 2 и 22, скрепленных между собой через уплотнительную прокладку 3 болтами. К каждой половине корпуса приварены угольники 8 и 23, образующие несущую раму мотоблока.

Редуктор мотоблоков МБ-1 (продольный разрез)

Рис. 35. Редуктор мотоблоков МБ-1 (продольный разрез):

1 - ручка переключения; 2 - половина корпуса правая; 3 - прокладка; 4 - цепь (34 звена); 5 - пробка; 6 - палец; 7 - болт; 8 - угольник правый; 9 - блок звездочек второй; 10 - болт; 11 - палец; 12 - цепь (30 звеньев); 13 - блок звездочек третий; 14 - палец; 15 - подшипник; 16 - вал выходной; 17 - болт М6; 18 - крышка; 19 - манжета; 20 - подшипник; 21 - цепь (28 звеньев); 22 - половина корпуса левая; 23 - угольник левый; 24 - цепь (36 звеньев); 25 - блок звездочек первый; 26 - цепь (46 звеньев); 27 - вал переключения (входной вал); 28 - манжета; 29 - подшипник; 30 - подшипник; 31 - звездочка (первое передачи); 32 - звездочка (второй передачи)

Внутреннее устройство редуктора показано на рис. 36-40.

Вал переключения

Рис. 36. Вал переключения:

1 - ручка переключения; 2 - кольцо уплотнительное; 3 - шплинт; 4 - звездочка; 5 - шайба; 6 - кольцо; 7 - вал переключения; 8 - сухарь переключения; 9 - втулка; 10 - пружина фиксатора; 11 - винт стопорный

Блок звездочек первый

Рис. 37. Блок звездочек первый:

1 - блок звездочек первый; 2 - шайба; 3 - подшипник 942/15; 4 - втулка; 5 – палец

Блок звездочек второй

Рис. 38. Блок звездочек второй:

1 – блок звездочек второй; 2 – втулка; 3 – подшипник 941/20; 4 – палец; 5 – шайба

Блок звездочек третий

Рис.39. Блок звездочек третий:

1 – блок звездочек третий; 2 – втулка; 3 – подшипник 941/20; 4 – палец; 5 – шайба

Вал выходной

Рис. 40. Вал выходной:

1 - шайба; 2 – вал выходной; 3 – втулка

Крутящий момент от входного вала 27 (рис. 35) на выходной вал 16 редуктора передается либо от левой 31, либо от правой 32 звездочки входного вала. Та или иная звездочка вводится в зацепление со входным валом с помощью сухаря 8 (рис. 36), перемещаемого вдоль оси вала ручкой 1 переключения. При утопленной ручке 1 вводится в зацепление звездочка 31, включается первая (низшая) передача. При выдвинутой до конца ручке 1 включается вторая (высшая) передача.

Среднее положение ручки 1 переключения нейтральное.

Редукторы мотоблоков МБ-1Р «Нева», МБ-1 «Каскад» моделей 6841-01, 6841-03, 6841-05 и 69412, 69412-07 отличаются конструкцией установки выходного вала. В этих редукторах выходной вал устанавливается вместо игольчатых на шариковых подшипниках, в соответствии с этим заменены тип манжет и конструкция закрывающих их крышек.

Неисправности и ремонт редуктора МБ-2

Как правило, при постоянном контроле за уровнем масла в редукторе и без резких (ударных) изменений нагрузки на мотоблок редуктор служит долго и надежно. Возможные при его эксплуатации неисправности приведены ниже.

  1. Течь масла по выходному валу.
  • Износ рабочей кромки манжеты в крышке оси – снять крышку, заменить манжету
  1. Не работает механизм разобщения полуосей.
  • Нарушена регулировка привода – изменить натяжение троса управления разобщением полуосей
  • Поломка одного из элементов привода разобщения полуосей внутри редуктора – разобрать редуктор, заменить дефектные детали
  1. Нет фиксации или самопроизвольное выключение передачи.
  • Нарушение регулировки в механизме переключения – ослабить винты крепления платы механизма переключения, включить 1 передачу, затянуть винты крепления платы.
  • Поломка пружины или износ фиксаторов платы механизма переключения – заменить дефектные детали, выполнить регулировки по предыдущему пункту.
  • Износ щеки вилки переключения – разобрать редуктор, заменить вилку переключения.
  1. Нет кинематической связи внутри редуктора
  • Обрыв сварки шестерни с блок-валом – разобрать редуктор, заменить блок-вал.
  1. Заклинивание редуктора
  • Обрыв цепи – разобрать редуктор, заменить цепь.

Разборка и сборка редуктора МБ-2

Для разборки редуктора снимите его с мотоблока, для чего необходимо:

  • Снять двигатель, рулевую колонку, тягу, шкив натяжной и кронштейном и пружиной, шкив с ведущего вала редуктора;
  • С несущей рамы снять крылья, штырь, стоку рулевого управления, вывернуть стяжные болты угольников и снять их, отсоединить колеса. Перед разборкой очистите редуктор от грязи, слейте масло.

Снимите рычаг 41 (рис. 32) переключения передач, пружину 42 и плату 44.

Отверните болты крепления крышек 14 и 21 (рис. 33) и выньте их вместе с манжетами.

Отверните гайки стяжных болтов половин корпуса редуктора, положите редуктор на левую половину корпуса, с помощью тонкой отвертки или ножа аккуратно, чтобы не повредить прокладку, расстыкуйте половины корпуса редуктора, снимите правую половину.

Приподнимите промежуточный вал 10 (рис. 34), снимите с него звездочку 8 и выведите ее из зацепления с цепью.

Снимите вилку 15 с валика 12 переключения вместе с шестернями 13 и 14, блок-звездочку 3 вместе с цепью.

Снимите блок-вал 1 вместе с цепью 37 и полуосью правой 38.

Выведите из зацепления с вилкой 33 трос управления сцеплением полуосей, отверните кронштейн 25, снимите вилку 24, муфту 34, выньте полуось левую.

Промойте снятые детали и корпус редуктора, осмотрите детали, обращая внимание на их целостность и степень износа рабочих поверхностей. Износ внутренней поверхности щеки вилки 15 переключения не должен превышать 0,5мм.

Уплотнительная прокладка половин корпуса не должна иметь разрывов.

Замените дефектные детали, соберите редуктор в обратной последовательности.

В процессе сборки периодически проверяйте свободное вращение деталей, вводимых в зацепление.

На стыкуемые поверхности половин корпуса нанесите тонкий слой герметика. Установку и подтяжку болтов крепления половин корпуса начинайте от средней части редуктора с последовательным переходом затяжки болтов к краям. Перед окончательной затяжкой еще раз проверьте плавность хода движущихся частей редуктора.

Неисправности и ремонт редуктора МБ-1

Возможные неисправности редуктора МБ-1, их причины и методы устранения приведены ниже.

  1. Течь масла по выходному валу.
  • Износ рабочей кромки манжеты в крышке оси – снять крышку, заменить манжету
  1. Течь масла по валу переключения (входному валу).
  • Перезаправка редуктора маслом – проверить уровень масла в редукторе, избыток слить.
  • Износ рабочей кромки манжеты вала переключения – разобрать редуктор, заменить изношенную манжету.
  1. Нет включения или переключения передачи.
  • Разрушение сухаря переключения / срез резьбовой части ручки переключения – разобрать редуктор, заменить дефектные детали.
  1. Нет кинематической связи внутри редуктора.
  • Обрыв соединения одной из звездочек в блоке – разобрать редуктор, заменить дефектные детали
  1. Заклинивание редуктора
  • Обрыв одной из цепей – разобрать редуктор, заменить дефектную цепь.

Разборка и сборка редуктора МБ-1

Редуктор мотоблока МБ-1 является основой, на которой монтируются другие узлы и агрегаты мотоблока. Поэтому для проведения ремонта редуктора с разборкой необходимо разобрать мотоблок, для чего демонтировать двигатель, рулевую колонку, поддон, кронштейны со шкивами ремней переднего и заднего хода, шкив редуктора, колеса.

Перед разборкой редуктора очистите его от грязи, слейте масло.

Снимите вращающуюся головку с ручки переключения передач, выбив тонкой выколоткой удерживающий ее штифт.

Выверните стопорный винт 11 (рис. 36) и снимите с вала переключения 7 втулку 9 и пружину 10 фиксатора.

Отверните болты 17 (рис. 35), крепящие половины корпуса, затем стяжные болты 7 (2 шт.) и 10.

Положите редуктор на левую половину корпуса, с помощью тонкой отвертки или ножа аккуратно, чтобы не повредить прокладку, расстыкуйте половины корпуса редуктора и снимите правую половину. Простановочные шайбы стяжных болтов оставьте на блок-звездочках.

Примечание. рекомендуется снимать с редуктора только дефектные детали, не разбирая редуктор полностью.

Для разборки механизма переключения передач снимите с вала переключения 7 (рис. 36) стопорное кольцо 6, обеспечив свободных ход звездочек 31, 32 (рис. 35). Выньте шплинт 3 (рис. 36) из резьбовой части ручки 1 переключения, выверните ее (против часовой стрелки) из сухаря 8 и выньте ручку и сухарь из вала.

Снятые детали промыть, дефектные заменить. Манжеты вала переключения заменяйте после его снятия с редуктора.

Собирайте редуктор в обратной последовательности. На стыковочные поверхности половин корпуса нанесите тонкий слой герметика.

Соединение половин корпуса начинайте с центральных стяжных болтов 7 и 10 (рис. 35), затем болтов крепления половин, начиная от средней части редуктора с последовательным переходом затяжки болтов к краям.

Перед окончательной затяжкой болтов проверьте прлавность хода движущихся частей редуктора.

Это третья статья из моей мотоблочной серии. Остальные две здесь:

Узнайте все внутренности своего мотоблока

Сложно ли отремонтировать двигатель мотоблока



Комментарии

Пока нет комментариев

Нравится OSAMOTO?

Жмите лайк!

Essential SSL